Кушумская средняя общеобразовательная школа - детсад
Школьная библиотека
 

Новости

Станица Чаганская (Плетни) А. Матушкин

Станица Чаганская (Плетни)

 

После окончания в 1985 г. Уральского Сельхозинститута, меня на три года направили по распределению в посёлок Большой Чаган, инженер – механиком. Эта станица Уральского казачьего войска основана приблизительно в 1725 г.

От г. Уральска Большой Чаган находится в 45 км. Рядом с посёлком течет отток реки Урала, Чаган, от которого и произошло его название. Основная масса населения и в Б.Чагане, в Колесово, и в Малом Чагане (посёлок Чаганский) – природные уральские казаки. Самая распространённая фамилия здесь– Плетнёвы; есть Поздняковы, Погодаевы, Пастуховы, Лопухины, Мясниковы, Мостовщиковы, Чапурины, Жигалины, Горюновы, Герасимовы, Толкачёвы, Журавлёвы, Иртикеевы, Истомины, Шапошниковы, Диковы, Сайгаковы, Карповы, Баевы, Горшковы, Селезнёвы, Серебряковы, Чернояровы, Сладковы, Харчёвы, Сластины, Лютиковы и др.

Б. Чаган – центральное отделение совхоза Кушумский, куда отделениями также вошли посёлки Колесово, Балаган, Малый Чаган, Кушум и Владимировка. Сюда же входил ещё хутор Журавлёв, которого теперь нет. Управляющим в Б. Чагане был Серебряков, а в Кушуме – Марьянов. А в поселке Балаган управляющим был татарин Вагапов.

Хозяева почти в каждом дворе держали по две – три головы крупного рогатого скота и по несколько свиней. Люди здесь очень рачительные хозяева. У некоторых по дворам стояли собственные трактора Т-40 или МТЗ – 50. Используют их только на сенокосе. Это списанная совхозная техника, восстановленная руками казаков. И хотя иметь в личной собственности трактора в то время было запрещено, но у многих они были, замаскированные по сараям и задним дворам.

За совхозом закреплено было 30 тысяч гектар пахотных земель, большой яблоневый сад; машинный парк состоял из 230 тракторов, 90 автомашин, 120 комбайнов. Обслуживали хозяйство шесть полеводческих бригад (пять зерновых, и одна овощеводческая).

На моей памяти было три директора: Воробьёв, Дунаев, Чесноков. Зам. директора по хозчасти – А.Д. Плетнев, которого все называли по отчеству – «Дияныч»; председатель профсоюзного комитета Чернояров; главный зоотехник Вислин; главный экономист Василенко; заведующий Стройдвором Николаев (в наши дни участвует в строительстве церкви в Б.Чагане). Главный инженер – М.С. Селюнин; зав. МТМ Г.П. Лунев; зав.гаражем Ильницкий, механик гаража – А. Колосов.

Я работал инженером по эксплуатации; инженер по сельхозмашинам был А.П. Жигалин, зав машинным двором И.М. Бескаравайный. Хочется вспомнить людей, у которых я набрался опыта, научился практическому ремонту тракторов. Это заведующий МТМ Георгий Петрович Лунёв, и два казака – Горыныча, слесари Степан Степанович Толкачёв и Сергей Михайлович Герасимов. Оба они ходили всегда опрятно одетые, всегда в начищенных сапогах.

Бригадирами тракторных бригад в совхозе были казаки Горшков, Кузнецов, Харчев, Лебедев, Селезнев и украинец Ильницкий, отец завгара.

В Б. Чагане имелись: контора, Дом культуры, школа, общежитие, Маш. двор, Строй – двор, нефтеперекачка, зерноток. В посёлке было четыре магазина, в том числе книжный, который находился на первом этаже в старинном двухэтажном доме купца Шахова (ещё один дом Шахова находится в Кушуме). Кроме дома Шахова, в Б.Чагане сохранились одноэтажные старинные здания, которые называют казачьи казармы, вдоль Чагана стоят срубные казачьи дома. К сожалению, не сохранилась Никольская церковь, на месте которой был построен магазин.

В Малом Чагане (посёлок Чаганский) здание церкви Александра Невского использовали под зернохранилище. Я видел в этой церкви сохранившуюся роспись на стенах.

Большой Чаган почти слился с посёлком Колесово. Можно сказать, что сейчас это один посёлок. В центре Б.Чагана стоит несколько многоэтажек. Местные жители называют этот район «Арзамас». Дома выстроены для приехавших сюда в 1970 г. из Арзамаса строителей нефтеперекачивающей станции. Некоторые так и остались с семьями тут жить и работать.

Прожил я в посёлке четыре года. И не однажды бывал на рыбалке с местными старожилами из казаков. Однажды зимой, ночью, рыбачили со Степан Степанычем Толкачевым. Сначала пошли в Колесово, к родному брату Степан Степаныча; посидели у него, и вдвоём пошли на Чаган. Срубили в лесу шест, и пешнёй по очереди стали пробивать лунки поперёк реки, оставляя между ними расстояние на длину шеста.

Лёд был толстенный; Степан Степаныч привычный; рубит быстро, не устаёт. Хотя старше меня в два с лишним раза. А я на второй лунке уже весь вспотел, сердце в груди колотится, чуть не выпрыгивает. Напарник видит такое дело, посмеивается беззлобно надо мной.

Одолели мы лунки, потом привязали к шесту первую сеть, и сунули его в крайнюю лунку. Шест прошел под водой до следующей, я хватаю его в воде, и продергиваю дальше. А Степан Степаныч привязывает груз, потом к коцу первой сети – вторую. Так и переставили сетями весь Чаган. Засыпали лунки снегом, и ушли.

Следующей ночью пошли проверять. Сети были крупноячеистые, и поймали мы в тот раз два мешка крупных судаков и сазанов.

Второй раз ходил я с Александром Павловичем Жигалиным на Яик (так по старому называют местные казаки реку Урал). Тоже ночью, но в начале лета. Перед выходом выпили крепчайшего, градусов 70, самогона. Его здесь называют «чамагон», и считают вернейшим средством от кровососущих гадов, которыми ещё не так давно, каждой весной и до середины лета, кишела река и лес.

Переплыли мы на лодке Чаган у Колесова, и тысячи злющих комаров и мошек начали жрать нас с невероятной силой. Но выпитый накануне «чамогон», разбежавшийся по жилам, предал душе и телу легкость и безразличие; он действительно притупил нашу чувствительность к лютости этих кровососов.

После переправы прошли мы по лесу к Уралу, вытащили спрятанную в кустах лодку, и волоком дотащили до реки. Удачно мы в тот раз «обрыбились»! Поймали небольшого осетра, метра полтора длиной. Осетра и лодку тащили назад к Чагану по очереди. Переплыли Чаган – и домой! На мою долю досталась банка чёрной икры, и порядочный кусок Рыбы..

До сих пор на улицах города я встречаю чаганских казаков. Алексея Лопухина, Александра Павловича Жигалина, Михаила Герасимова и других. Но рассказы их не радуют. Да и сами они не веселы. Это видно по глазам. Многие казаки и славяне уезжают из бывших станиц и посёлков. Нет больше и совхоза, всё, что можно, разворовали, или развалили..

Но годы, что я провёл здесь, для меня были и останутся лучшими годами в жизни.


Инеш Ахтанова

Мына мақаланы оқи отырып Чаган станицасы жайлы көп мағлұмат алдым. Мақала қызықты, маған ұнады. Өз жұмысымда қолданамын.

Комментировать